Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо.
Выбранное мною для рассмотрения высказывание известного древнегреческого философа Аристотеля можно отнести к такой науке, как философия. Философия — наука о всеобщих законах развития природы, общества и человека, исследующая познавательное, ценностное, нравственное и эстетическое отношение человека к окружающему миру и имеющая целью выработку обобщенной системы взглядов на мир и место человека в нем.
На мой взгляд, общая тема затронутая Аристотелем в его высказывании - взаимосвязь человека и общества и их взаимодействие. Человек является биосоциальным существом, а значит он является частью как общества, так и природы. Он является частью природы, что проявляется в его схожем строении с животными и физиологических потребностях, которые даны ему природой. Но в тоже время человек неразрывно связан с обществом. Его социальная сущность проявляется, к примеру, через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и пр. Именно этот факт позволяет человеку возвысится над животными и почувствовать себя вне общества богом.
"Создает человека природа, но развивает и образует его общество." - эти слова Белинского объясняют, что природа дает человеку лишь основу, базу для его развития, а общество делает из человека высокоразвитое существо, которое выше любого животного. Английский журналист и философ В. Годвин говорил о роли общества в развитии человека: "Все, чем человек со своим разумом отличается от животного, является результатом жизни в обществе." Так Н.С. Хрущев утверждал: "Человек - общественное существо, его жизнь немыслима, невозможна без коллектива, в отрыве от общества, с которым он связан множеством самых разнообразных отношений."
Действительно, тема взаимодействия человека и общества весьма многогранна. Человек тесно связан с социумом и не может жить и развиваться вне его пределов. Человек не может жить без взаимодействия с другими людьми.
Я считаю, что в своем высказывании Аристотель рассуждает о том, как поведет себя человек за приделами общества, кем он будет. Возможно в нем возобладает его животная сущность, а возможно он совладает со своим природным началом и станет высшим существом среди остальных - Богом. Безусловно, человек и общество неотделимы от природы, они ее продолжение, ее часть. Но именно общество дает человеку сознание, умения и развивает его до высшего существа.
С точкой зрения Аристотеля нельзя не согласиться. Человек вне общества может превратится в зверя или подчинить себе природу, став Богом. Есть множество примеров, которые показывают, что человек вне общества может по настоящему превратится в зверя. Как пример можно привести случай: девочка из неблагополучной семьи, которой родители не уделяли должного внимания, поселилась в будке со своей собакой. Она выучилась навыкам животного, научилась лаять, ходить на четвереньках. Она с трудом выговаривала слова, ей было удобнее ползать, чем ходить. Этот пример доказывает, что жизнь человека неразрывно связана с обществом, он не может жить отдельно от него. Социум является его естественной средой обитания и только в социуме он может полноценно развиваться как личность.
Сходства и различия человека и животного
Человек как биологическое существо
- включен в природную связь явлений
- подчиняется биохимическим, биофизическим и физиологическим законам развития
- у человека и высших животных две пары конечности, схожие сердечно-сосудистая и нервная системы, легочный аппарат дыхания, четырех камерное сердце постоянная температура тела, и те и другие вскармливают своих детей молоком.
- человек подобно животному обладает биологическими потребностями, инстинктами и эмоциями
Биологические особенности человека
Часть своих особенностей человек, которые его отличают от животных, он получил от природы.- прямостояние и прямохождение
- свободные верхние конечности, используемые для изготовления и употребления орудий
- высокоразвитый мозг
- приспособленные к прямохождения системы внутренних органов
Социальная природа человека
Человек - это социальное существо, находясь в обществе он развивается и получает новые способности, которые не получит находясь за пределами общества
- членораздельная речь
- способность производить орудия труда
- способность преобразовывать природную и социальную среду
- способность меняться в результате самовоспитания, под воздействием собственных волевых усилий
Эссе на тему: "Человек вне общества - или бог, или зверь" (Аристотель)
На мой взгляд, общая тема затронутая Аристотелем в его высказывании - взаимосвязь человека и общества и их взаимодействие. Человек является биосоциальным существом, а значит он является частью как общества, так и природы. Он является частью природы, что проявляется в его схожем строении с животными и физиологических потребностях, которые даны ему природой. Но в тоже время человек неразрывно связан с обществом. Его социальная сущность проявляется, к примеру, через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и пр. Именно этот факт позволяет человеку возвысится над животными и почувствовать себя вне общества богом.
"Создает человека природа, но развивает и образует его общество." - эти слова Белинского объясняют, что природа дает человеку лишь основу, базу для его развития, а общество делает из человека высокоразвитое существо, которое выше любого животного. Английский журналист и философ В. Годвин говорил о роли общества в развитии человека: "Все, чем человек со своим разумом отличается от животного, является результатом жизни в обществе." Так Н.С. Хрущев утверждал: "Человек - общественное существо, его жизнь немыслима, невозможна без коллектива, в отрыве от общества, с которым он связан множеством самых разнообразных отношений."
Действительно, тема взаимодействия человека и общества весьма многогранна. Человек тесно связан с социумом и не может жить и развиваться вне его пределов. Человек не может жить без взаимодействия с другими людьми.
Я считаю, что в своем высказывании Аристотель рассуждает о том, как поведет себя человек за приделами общества, кем он будет. Возможно в нем возобладает его животная сущность, а возможно он совладает со своим природным началом и станет высшим существом среди остальных - Богом. Безусловно, человек и общество неотделимы от природы, они ее продолжение, ее часть. Но именно общество дает человеку сознание, умения и развивает его до высшего существа.
А Вы знаете, в целом мне понравилось! Прежде всего тем, что получилось как-то непринужденно, нет впечатления (которое часто возникает именно от домашних" эссе), что читаешь параграф учебника. Единственное "НО" - все же, в основе контекста эссе должно лежать бытие человека, его биосоциальная природа, а не "взаимодействие человека и общества" (которое по контексту ближе не к философии, а к социальной психологии, к социологии). Ну, и, конечно же, хотелось бы большей конкретики в примерах (и больше самих примеров тоже). Вы приводите пример на "человек-зверь", а "человек-бог" - это как?
ОтветитьУдалить