четверг, 18 октября 2012 г.

Человек как биосоциальное существо

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо.


Сходства и различия человека и животного

Человек как биологическое существо

  • включен в природную связь явлений
  • подчиняется биохимическим, биофизическим и физиологическим законам развития
  • у человека и высших животных две пары конечности, схожие сердечно-сосудистая и нервная системы, легочный аппарат дыхания, четырех камерное сердце постоянная температура тела, и те и другие вскармливают своих детей молоком.
  • человек подобно животному обладает биологическими потребностями, инстинктами и эмоциями

Биологические особенности человека

Часть своих особенностей человек, которые его отличают от животных, он получил от природы.

  • прямостояние и прямохождение
  • свободные верхние конечности, используемые для изготовления и употребления орудий
  • высокоразвитый мозг 
  • приспособленные к прямохождения системы внутренних органов

Социальная природа человека

Человек - это социальное существо, находясь в обществе он развивается и получает новые способности, которые не получит находясь за пределами общества
  • членораздельная речь
  • способность производить орудия труда
  • способность преобразовывать природную и социальную среду
  • способность меняться в результате самовоспитания, под воздействием собственных волевых усилий

Эссе на тему: "Человек вне общества - или бог, или зверь" (Аристотель)




Выбранное мною для рассмотрения высказывание известного древнегреческого философа Аристотеля можно отнести к такой науке, как философия. Философия — наука о всеобщих законах развития природы, общества и человека, исследующая познавательное, ценностное, нравственное и эстетическое отношение человека к окружающему миру и имеющая целью выработку обобщенной системы взглядов на мир и место человека в нем.
На мой взгляд, общая тема затронутая Аристотелем в его высказывании - взаимосвязь человека и общества и их взаимодействие. Человек  является биосоциальным существом, а значит он является частью как общества, так и природы. Он является частью природы, что проявляется в его схожем строении с животными и физиологических потребностях, которые даны ему природой. Но в тоже время человек неразрывно связан с обществом. Его социальная сущность проявляется, к примеру, через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и пр. Именно этот факт позволяет человеку возвысится над животными и почувствовать себя вне общества богом.
"Создает человека природа, но развивает и образует его общество." - эти слова Белинского объясняют, что природа дает человеку лишь основу, базу для его развития, а общество делает из человека высокоразвитое существо, которое выше любого животного. Английский журналист и философ В. Годвин говорил о роли общества в развитии человека: "Все, чем человек со своим разумом отличается от животного, является результатом жизни в обществе." Так Н.С. Хрущев утверждал: "Человек - общественное существо, его жизнь немыслима, невозможна без коллектива, в отрыве от общества, с которым он связан множеством самых разнообразных отношений."
Действительно, тема взаимодействия человека и общества весьма многогранна. Человек тесно связан с социумом и не может жить и развиваться вне его пределов. Человек не может жить без взаимодействия с другими людьми.
Я считаю, что в своем высказывании Аристотель рассуждает о том, как поведет себя человек за приделами общества, кем он будет. Возможно в нем возобладает его животная сущность, а возможно он совладает со своим природным началом и станет высшим существом среди остальных - Богом. Безусловно, человек и общество неотделимы от природы, они ее продолжение, ее часть. Но именно общество дает человеку сознание, умения и развивает его до высшего существа.
С точкой зрения Аристотеля нельзя не согласиться. Человек вне общества может превратится в зверя или подчинить себе природу, став Богом. Есть множество примеров, которые показывают, что человек вне общества может по настоящему превратится в зверя. Как пример можно привести случай: девочка из неблагополучной семьи, которой родители не уделяли должного внимания, поселилась в будке со своей собакой. Она выучилась навыкам животного, научилась лаять, ходить на четвереньках. Она с трудом выговаривала слова, ей было удобнее ползать, чем ходить. Этот пример доказывает, что жизнь человека неразрывно связана с обществом, он не может жить отдельно от него. Социум является его естественной средой обитания и только в социуме он может полноценно развиваться как личность.

1 комментарий:

  1. А Вы знаете, в целом мне понравилось! Прежде всего тем, что получилось как-то непринужденно, нет впечатления (которое часто возникает именно от домашних" эссе), что читаешь параграф учебника. Единственное "НО" - все же, в основе контекста эссе должно лежать бытие человека, его биосоциальная природа, а не "взаимодействие человека и общества" (которое по контексту ближе не к философии, а к социальной психологии, к социологии). Ну, и, конечно же, хотелось бы большей конкретики в примерах (и больше самих примеров тоже). Вы приводите пример на "человек-зверь", а "человек-бог" - это как?

    ОтветитьУдалить